Причина здесь одна. Износ подшипника не важно какого скольжения или качения. Износ подшипника еще не полный поэтому при запуске он издает неприятные звуки. Когда вентилятор не крутится его ротор касается статора. При включении у вентилятора хватает мощности сдвинуть ротор и начать вращение. При наборе скорости центробежная сила буквально чуток приподнимает ротор и он продолжает работать в штатном режиме. Подшипники удерживают вентилятор по центру, по этому шумы прекращаются. При дальнейшей эксплуатации износ подшипника доходит до предела и может заклинить полностью, в результате сгорит электродвигатель. Мне приходилось ремонтировать подобные вентиляторы. При вскрытии выяснялось износ подшипников. При его замене вентилятор работал без замечаний. Если вентилятор начинает работать медленно и долго, но без скрежета в этом случае достаточно ему смазать подшипники.