Установка головки блока цилиндра производится по определенной технологической карте, которая разрабатывается для каждого мотора отдельно.
Не существует общий стандартной карты, которая подошла бы ко всем двигателям автомобилей, так как этапы затяжки ГБЦ разрабатываются исходя из геометрической формы болтов головки блока цилиндра блока двигателя, диаметр и форма резьбы и так далее.
Также во многом этапы затяжки зависят от того, из какого материала изготовлен ГБЦ, блок цилиндра и прокладка ГБЦ.
На примере рассмотрю два разных автомобиля: грузовые MAN и Mercedes-Benz, примерно 1990-2000-х годов выпуска, визуально у них ГБЦ одинаковые, различия только в одном канале, болты ГБЦ подходит и на Mercedes, и на MAN. А вот карты затяжки болтов ГБЦ различаются, хотя бы тем что на MAN есть два доворота после определенного количества пробега, а на Мерседесе только один.
Вообще головка блоков цилиндров зажимается примерно в таком порядке: первые 3-4 а то и 5 этапов это зажатия болтов ГБЦ по определенной схеме, начиная с маленького усилия и заканчивая большим. На многих двигателях последние этапы идут не на усилия, а на определенный градус доворота.
Далее во многих двигателях, но не во всех, в последующем через определённое время работы двигателя, в основном это вычисляется в километрах пробега, болты ГБЦ необходимо довернуть.
Этот доворот осуществляется различными способами, на каких-то двигателях необходимо открутить какое-то количество болтов ГБЦ и потом закрутить их, опять же по определенной схеме, на других двигателях это осуществляется доворот где-то на 60 градусов, где-то на 90 градусов или другое количество. Также необязательно будут тянуться все болты одинаково.
Короче говоря для каждого типа двигателя своя карта затяжки ГБЦ и отходить от этой карты ни в коем случае нельзя, так как последствия могут быть для двигателя плачевные, это трещина в ГБЦ или блоке цилиндров, растяжение резьбы на болту ГБЦ либо внутри блока цилиндров, не дожатие, либо передавливание прокладки ГБЦ и так далее.
Вот например карта затяжки ГБЦ на Рено, из данных видно, что параметры отличаются в зависимости от диаметра болта, а также последний доворот к них также отличается, похожи только в том, что доворачивать 6 этап нужно через 1000 км пробега, а вот крутящий момент разный:
- М14 - 180 ньютонов
- М18 - 360 ньютонов